Головин Евгений Всеволодович
03.02.1999

ВЫВЕРЕНО! Диана

Эта лекция посвящена женской субстанции в алхимии и тому, что с ней связано. Прежде, чем начать разговор о Диане нам нужно подумать о том, что такое языческие боги. Мы, современные люди, очень плохо понимаем античные цивилизации вообще и греческую мифологию в частности. Нам крайне трудно составить адекватное представление о том, что такое политеизм. Многовековое господство монотеизма оставило глубокий след на нашем восприятии. Например, когда речь идет о двенадцати олимпийских богах, мы автоматически считаем каких-то богов как главными, а каких-то второстепенными. А ведь в античной мифологии ничего подобного и в помине нет! Да, Зевса называют отцом богов, то есть, в известной степени, считают главным богом. Но только в известной степени". Например, в человеческом организме, нельзя сказать, что один орган более главный, чем другой. Совокупность органов составляет единое целое - один организм. Такое же чувство живого организма необходимо и для составления более-менее адекватного представления об античной религии и мифологии. Даже с базовым понятием "мифология" сегодня "не все в порядке". Миф воспринимается, как фольклор. Не более того. С другой стороны, ужасно умные психологи нам доказывают, что в мифах отображены глубинные архетипы бессознательного или что-то в этом роде. Это конечно замечательно, только нам они этим все равно ничего толком не объясняют. Скорее наоборот - делают мифологию еще более непонятной.

Что бы хоть немного представить себе, что такое политеизм, необходимо усвоить следующее: в цивилизациях Египта, Греции и пр. понятие "смерть" вообще отсутствовало. Не было смерти, как провала в ничто, полного, безвозвратного ухода тела и души, как это понимают люди, воспитанные в иудеохристианской традиции. А значит, и сопровождающего смерть пессимизма в античной традиции не существовало. По существу дела, бесконечная чреда авторов, упражнявшихся на тему античности не имели о ней даже самого приблизительного представления. Лишь при чтении Бахофена, Буркхарта или, скажем, Ницше интуиция нам подсказывает, что эти писатели кое-что понимали в античности.

Для того, чтобы составить хотя бы приблизительное представление о том, что античный человек думал о жизни, я хочу привести одну цитату из Парацельса: «Натура, космос и все его данности - единое великое целое, организм, где все вещи согласуются между собой, и нет ничего мертвого, все органично и живо. Космос - пространная живая сущность, нет ничего телесного, что не таило бы духовного и не существует ничего, что не таило бы в себе жизни. Жизнь, это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе. Угасание какой-либо данности есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры.»

В данном случае Парацельс совершенно правильно подходит к тому, что называется политеизмом. В XIX в. была "изобретена" идея оппозиции "эрос - танатос". Однако, перевод слова «танатос», при этом, остался более чем спорным. "Танатос" никогда не означает "смерть", это скорее "неопределенное пребывание где-то". И когда, основываясь на оппозиции "эрос - танатос" (понятых как "любовь - смерть"), создаются некие концепции, претендующие на истинность, грош - им цена. Такие понятия, как Гадес, Аид, и т.д. не имеют ничего общего с христианским адом, как мы его привыкли себе представлять. Аид - скорее неопределенное пребывание где-то перед следующей метаморфозой. Нельзя понять политеизм, не прочувствовав глубоко эту принципиальную идею. Идею метаморфозы. Когда мы читаем о любовных похождениях Зевса, мы должны понимать, что путем соединения с разными женскими сущностями, Зевс создал тот космос, который мы сегодня уже почти потеряли но все еще можем представить по зодиакальным знакам и названиям созвездий. Таким образом мы видим эротический путь создания космоса. То же самое относится и к "любовным похождениям" других богов. Демиурги греческого или египетского мира создавали космос путем любви.

Теперь перейдем к основной теме нашей лекции. К Диане. Принято считать, что боги греческого и римского пантеона идентичны. Нептун соответствует Посейдону, Афродита - Венере, Диана - Артемиде. Ничего подобного! Между греческими и римскими богами, как и между греческой и римской цивилизацией "дистанция огромного размера". Нам известен дежурный набор слов о Диане: она охотница и, вроде как, сестра Аполлона. На самом же деле она сестра Феба, который не является Аполлоном не в коей мере. Здесь все гораздо сложнее...

Для более четкого представления об оппозиции античного и нового мышления давайте коснемся понятия «атом». В античной философии это нечто неделимое и неповторимое, простое, формальное. То есть атом - это то, что делает вещь тем, чем она является. Схоластики переводили слово «атом», как «то, что». То есть то, чем является вещь по свое форме и идее. Если мы возьмем современное понятие атома, то обнаружим абсолютно противоположное мировоззрение. Это означает, что античная цивилизация и античная философия для нас как представителей современного мира абсолютно недоступна. И надо это ясно понимать...

Вернемся к Диане. Почему, кстати, когда разговор заходит о герметике, нас интересует именно Диана? Дело в том, что почти во всех герметических книгах мы сталкиваемся не с Артемидой, а именно с Дианой или "нашей Дианой". Она представлена, как богиня Луны, второй ее четверти. Само начертание буквы «D» прекрасно характеризует Диану, именно как богиню второй четверти. Луна во всех ее аспектах имеет огромное значение в герметизме, потому что она способствует образованию металлов. Кроме того, Луна оказывает влияние практически на все аспекты нашей жизни. Луна и Солнце противоположны. И если в Греции Диана и Феб - брат и сестра, то уже в Риме (жесткой военно-патриархальной империи) уже все иначе. Эти начала стали враждебны друг к другу. Именно тогда, впервые в обозримой истории, проявился антагонизм между патриархатом и матриархатом.

Мы живем в ситуации полной и безоговорочной капитуляции мужского начала, когда и лунные, и земные богини не дают проявиться мужскому началу самостоятельно. Поэтому нам так трудно понять античность, Великие империи (Египет, Греция, Рим) отчаянно пытались установить именно патриархальные отношения в обществе. Это было очень трудно, шли кровопролитные войны. Первый удар по матриархату был нанесен в Троянской войне. Эта война длилась долго, неизвестно чем бы она закончилась, если бы не помощь Афины и хитроумие Одиссея. В конце концов удалось победить Трою, как многомерное и страшное матриархальное пространство. Далее следуют Пунические войны, тоже являвшиеся войнами матриархата и патриархата. Когда третья Пуническая война фактически завершилась победой Рима и легион под началом Сципиона Африканского Младшего вошел в Карфаген, то в центральном храме - главном святилище карфагенян римляне увидели нечто, что их потрясло. Это были изображения центральных богов Карфагена. На алтаре стояли три статуи. Центральная статуя: Великая Мать, богиня Баалтис, стоявшая на четвереньках, выпятив зад и кокетливо заглядывая через плечо. Слева от нее стояла статуя Молоха, вместо фаллоса у него был меч, тестикулы у него отсутствовали. Справа от нее стоял Ваал - бог денег и золота. У него не было фаллоса, а вместо тестикул весели мешочки с золотыми монетами пересыпанными пеплом мужских гениталий. После всего увиденного римляне твердо решили стереть Карфаген с лица земли... Однако, в обозримой истории патриархат над матриархатом одержал лишь эти две победы. Сейчас, когда мы очутились в иудеохристианском духовном пространстве, ни о каком патриархате речь, естественно, идти не может. Обратите внимание, народы создавшие великие цивилизации Египта, Греции, Рима исчезли почти бесследно, а семитско-финикийские народности остались и, так или иначе, до сих пор процветают. Можно сказать, что это, своего рода, символ абсолютной непобедимости матриархата.

Каким же образом отражена данная проблематика в мифологии? Ведь в Золотом веке, к которому восходят все мифологические сюжеты, ни патриархата, ни матриархата не было? После Троянской войны случилось нечто, что Эсхил описал в своей трагедии «Орестейя». Орест убивает свою мать, которая в свое время убила его отца Агамемнона. Далее следует интереснейший суд над Орестом. Со стороны защиты выступают Аполлон и Афина, со стороны обвинения - богиня мести. Аргументы защиты звучат странно: ни чего страшного нет в том, что сын убивает мать, потому что вообще-то на мать можно наплевать. Это почти буквальный перевод. В чем же причина такого "неуважения" к матери? Дело в том, что мать - это нечто вроде сосуда с землей и водой, который воспитывает и кормит уже пробужденную из семени жизнь. Этим ее значение и исчерпывается. Разумеется, при таком взгляде, ценность матери невелика. Обвинение же занимает иную, противоположную позицию: нет, так называемого, мужского семени, просто мать-земля из своей радикальной влажности, путем контакта со своими собственными фаллическими речными божествами, выделяет мужское семя, которое целиком и полностью зависит от окружающей среды. А значит ценность матери абсолютна. Так у Эсхила была впервые высказана идея о том, что бытие человека целиком и полностью зависит от окружающей среды. Вот вам пример столкновения патриархата и матриархата...

Давайте вернемся к противостоянию Рима и Карфагена. Почему после Пунических войн постепенно начался распад Рима? Дело в том, что армия перестала формироваться из индивидов, которые сами по себе занимались военными упражнениями и были инициированы, как воины. Это были именно воины, а не солдаты. И роль полководца в те годы была крайне незначительной. Фактически первым в Риме, кто объявил себя отцом солдат и полководцем был Юлий Цезарь. Он резко ограничил самостоятельность легионов. Идея войны, таким образом, была изменена. В легионе 10 000 человек, если кто-то один будет указывать всем остальным, куда им идти и что делать, повиновения со стороны индивидов он не дождется. Повиноваться будут только «дети», зависящие от окружающей среды, воспитанные в военных школах под специальным руководством. Армией воинов такую армию не назовешь. В этом причина того, что в первые века христианства Рим потерпел такие поражения, которых прежде не знал...

Далее, с образованием городов, женщина приобретает все большую власть в городе и семье. С приходом христианства эта власть становится абсолютной. Есть интересная книга Агриппы Ноттельсгейма «Превосходство женского пола над мужским». Как же аргументирует автор женское превосходство? Согласно Библии Господь Бог создал мужчину в поле, среди скотов бессловесных, используя в качестве материала простую глину, в то время как женщина была создана в центре парадиза из гораздо лучшей материи - Адамова ребра. Поэтому у нее лучше расположен центр тяжести, у нее более тонкая кожа, вообще, она создание более субтильное и деликатное. Когда произошла сцена с плодом Древа познания, Ева как-то очень спокойно все разжевала и проглотила, Адам же сделал это как-то неуклюже, и кусок застрял у него в горле - образовалось так называемое "адамово яблоко" (мужской кадык). Так как это "адамово яблоко" шло корнями из "инферно", мужской подбородок и щеки поросли бородой. Более того, мужчина, в отличие от женщины, не может каждый месяц обменивать кровь и это имеет очень плачевные последствия для всего мужского организма...

В герметической традиции существует понятие «в войне, но не в мире». Это понятие относится к мужскому и женскому началу, которое в герметике пребывают в беспощадной и непрерывной войне. С точки зрения герметики, любая спокойная жизнь между мужчиной и женщиной просто невозможна. Любой компромисс - есть военная уловка... Если мы посмотрим алхимические гравюры, где на человеческие тела наложена алхимическая символика, мы увидим на женском теле на месте гениталий знак Меркурия. Символ Меркурия - это крест четырех элементов, над ним круг и над кругом горизонтальный серп Луны. На мужском теле - знак сульфура. Это крест четырех элементов и равносторонний треугольник, поднимающийся над этим крестом. Это очень серьезно, и вот почему: в знаке Меркурия присутствует круг и полумесяц, Луна и Солнце, то есть в женском организме есть и то, и другое. У мужчины: крест четырех элементов и равносторонний треугольник - знак огня. Это означает, что в гениталиях мужчины пребывает огонь, который называется мужской сульфур. В случае же женщины мы имеем дело с так называемой черной магнезией. Что это такое, объяснить чрезвычайно трудно. Кое-что можно понять, если представить себе эротическое притяжение женского тела, столь неотразимое для мужчин... Если женщина пробуждает свой клитор, то он занимает в круге Меркурия центральную точку, он еще называется «мальчик с пальчик». В герметике считается, что архетипом женщины является маленький мальчик. Это легко представить и очень легко доказать. Обратите внимание: Изида и мальчик Гор, Дева Мария с младенцем, Венера с мальчиком Эротом, даже у Андерсена рядом со Снежной Королевой мальчик Кай. Другими словами - в центре женского организма, в виде маленького мальчика, пребывает фаллическая субстанция, но непроявленная, скрытая...

Теперь о самом главном. Идея, которую я хочу защитить и которая любопытно интерпретирована в алхимии - это идея о том, что в мужском организме таким архетипом является богиня Диана. Но прежде давайте поговорим о герметической анатомии. Эта анатомия мало похожа на анатомию йоги или Дао. Согласно герметической схеме человеческое тело представляет собой ромб или два оппозиционных игрека. Первый игрек: гениталии, солнечное сплетение, сердце справа и сердце слева. Заметим "в скобках", что понятие двух сердец имеет очень большое значение в герметической анатомии. Второй игрек: темя, горло, сердце слева, сердце справа. Понятие "сердца справа" нет больше ни в одной традиции (кроме ацтекской). Дело в том, что с правой стороны, точно напротив обычного сердца, находится около кости, так называемая, "копьевидная мышца", она является "истинным солнечным сердцем". Когда это сердце начинает работать (что случается крайне редко), человек имеет серьезные шансы, во-первых, поправить свое здоровье раз и навсегда, во-вторых, развить свои магические способности и, в итоге, вообще выйти достаточно далеко за пределы этого мира. Согласно идее герметической анатомии, центр буквы игрек, который приходится на солнечное сплетение, является центром и обиталищем бога Сатурна. Под солнечным сплетением находится черная пустота, которая награждает нас трусостью, страхом, предчувствием воображаемой опасности и тому подобным отрицательным багажом... Очень важно заставить это "правое" сердце работать. Ведь если оно солнечное, значит оно должно источать солнечный свет. На алхимических гравюрах справа от человека изображают Солнце, слева - Луну. Это значит, что обычное сердце соответствует идее Луны и идее чаши. Заметим любопытное сходство с идеей святого Грааля (чаши святого Грааля, над которой находится непрерывно сочащееся кровью копье). То же самое мы имеем, согласно герметической традиции и в наших телах: копьевидная мышца, которая суть "солнечное сердце", в минуты особого напряжения озаряет наше обычное сердце "солнечной кровью"...

В этой мистерии и начинается герметическая работа над телом. Это очень тяжело. В алхимии эта работа называется «нигредо» или «опус в черном». Необходимо понять, что ни один нормальный алхимик никогда не назовет "опусом в черном" работу с веществом. Работа с веществом может совершаться лишь подготовленным человеком, уже прошедшим определенную инициацию. Почему это важно? Дело в том, что прежде чем начинать работу с материей (металлами, минералами, кислотами и пр.), нужно абсолютно точно представлять себе с чем ты имеешь дело. Настоящий алхимик, преступающий к этой работе уже является оператором, потому что в силу активности его "солнечного сердца", в нем начинается процесс, называемый «дианойа», что в переводе с греческого означает "сила мысли" или "энергия интеллекта". Имеется в виду та мысль, которая дает действие, тот интеллект, который дает силовое пространство вокруг себя. Только когда алхимик приобретает эти качества, он может открывать лабораторию. Не раньше. Если он этих качеств не приобрел, его можно считать лишь обычным химиком. Он может много чего наоткрывать, оставаясь при этом равнодушным, «объективным» к исследуемой материи. Известный английский алхимик середины XVII века Томас Воган писал, что лет до двадцати он регулярно посещал химическую лабораторию, пока не понял, что не его это дело: мучить металлы и минералы, ничего о них не зная. После чего забросил эту бессмысленную работу и стал старательно изучать подлинную природу металлов и минералов. И занятие это оказалось весьма далеким от экспериментальной химии.

Теперь давайте вспомним, что я говорил о сульфуре арсеникум, обозначенном на месте мужских гениталий, и символе Меркурия - на месте женских. Для обычного мужчины этот сульфурический огонь не имеет никакого утоления. Мужчина должен этот огонь выплеснуть, озарить им мир. В этом смысле мужчина является воплощенным вопросительным знаком. И, будь то женское тело или какое-то вещество, мужчина, решив проблему, никогда на этом не остановится. Этот "вопросительный знак" родился раньше него, и в этом ужас мужского организма. Это можно прекрасно проиллюстрировать на примере кундалини-йоги или тантра-йоги. В замечательной книге Мирче Элиаде «Йога. Cвобода и бессмертие», приведено достаточно текстов такого рода. Женщина после пубертации уже имеет кундалини на второй чакре. Это примерно уровень солнечного сплетения, то что в тантре называется поверхность земли. Мужчина, например, в тантра-йоге, несколько лет проводит в жесточайших упражнениях для того, что бы его сперма достигла уровня, который женщина получает "даром". Представим себе забег, скажем, на сто метров. Если мужчина находится на нулевой отметке, то женщина уже на старте находится метрах в пятнадцати впереди него. Тем не менее, это абсолютно ни о чем не говорит. Эти исходные преимущества женщина может использовать, а может и не использовать. В 99-ти процентах случаев она о своих преимуществах даже не подозревает, поэтому на пути йоги и магии обогнать ее мужчине бывает довольно легко. Изначальная женская глупость ей очень мешает.

Возвратимся к герметизму. Вторая стадия опуса: "магнум" - так называемая женская работа. Напомню: первая стадия происходит с самим алхимиком в его духовном, психологическом и телесном развитии... Прежде чем начать работу с материей, алхимик должен усвоить женские приемы этой работы. Мы говорили, что обычный химик относится к миру объективно, ему безразлична внутренняя жизнь минерала или металла. Цитату из Парацельса, которую я прочитал в начале, химик, скорее всего, оставил бы без внимания. Мол, это, конечно, красиво, но к науке такая изящная словесность никакого отношения не имеет. Химик противопоставляет себя окружающему миру, для общения с ним у химика нет ничего, кроме мужской агрессии. Алхимик же, напротив, должен по отношению к окружающей природе усвоить женскую позицию. В стихотворении Бодлера «Великанша» есть строки, описывающие, как лирический герой спит у ног огромной женщины. Герой говорит: «Я засыпаю меж ее грудей, как деревушка спит среди холмов». Это умиротворение мужчины, ощутившего себя малым ребенком рядом с матерью-природой. То же самое переживает и алхимик, проходя свое "нигредо" - он не работает, он только думает над металлом или минералом. При этом для собираемых им веществ он является чем-то вроде матери. И тогда он может видеть «Изумрудную скрижаль» Гермеса Трисмегиста (величайший герметический текст) совершенно другими глазами. Там сказано: «Ты отделишь грубое от тонкого деликатно и с большим искусством». Здесь начинается женская работа, которую алхимик обязан усвоить. В определенном смысле алхимик должен приобрести женскую ориентацию, женскую манеру обращения с вещами. Это и есть начало действия Дианы...

Несколько предварительных слов о Диане в алхимии. Диана обозначает Луну, серебро и определенное состояние духа. Давайте внимательно вглядимся в буквы составляющие слово "Диана". Это далеко не бессмысленное занятие. Мы говорили выше о букве игрек. Если попытаться в каждой букве увидеть не только сухой, бессодержательный знак, а нечто живое, пульсирующее, то тогда уже можно будет говорить о некотором приближении к герметике. В качестве примера подобной трактовки букв приведу сонет Рембо «Гласные». Конечно, перевод даже прозы, не говоря уже о поэзии, в принципе, невозможен. Получается лишь вялый пересказ. Не претендуя на право называть переводом то, что у меня получится, я бы изложил содержание этого сонета примерно так: «А - черное, Е - белое, И - красное, У - зеленое, О - синее. Гласные, я расскажу однажды про ваше тайное рождение. А - черный волосатый корсет сверкающих мух, которые жужжат вокруг жестокого зловония. А - залив, бухта, лагуна. Е - чистота испарений и тентов, копья, острия, белые короли, дрожание букетов цветов. И - пурпур, кровавый плевок, хохот прекрасных губ в гневе или покаянном опьянении. У - циклы, божественные вибрации зеленых морей, пастбища усеянные животными, спокойствие морщин, отпечаток алхимии на вдумчивых лбах. О - странное, пронзительное пение высшей трубы, молчание, пересеченное мирами и ангелами. О - омега, луч, радужная оболочка, сияние фиолетовое, лиловое, фиалковое, аметистовое ее очей».

Интересно само стремление Рембо трактовать буквы. Эта нормальная герметическая традиция была утеряна еще в XV в. В свое время, один алхимик изображал букву или элементарную комбинацию букв, а другой алхимик мог увидеть в этом удивительно содержательное послание. В сборнике Рембо «Озарение» есть странный отрывок, который называется «H» (аш). Странен он тем, что по-французски "H" не произносится - только пишется. Итак: «Любые извращения свойственны жестоким жестам Ортанс. Ее одиночество - это механическая эротика, ее усталость - любовная динамика. Под наблюдением детства она много веков была пылающей гигиеной рас. Ее дверь открыта в нищету, где мораль ныне живущих растворилась в ее страсти, в ее действии. На окровавленной земле ужасные судороги неофитов любви от светлого гидрогена. Найдите Ортанс.» Я думаю мы в этом отрывке ничего не поймем. Но не будем смущаться этим, потому что французские комментаторы тоже ничего в этом не поняли. Любопытно другое: то, что Гортензия или по-французски Ортанс - одно из имен, которым в Риме называли Диану. У Горация есть такая строка: «О Диана - Гортензия, цвет окровавленных лилий». Это может дать ключ к пониманию отрывка из «H», т.к. у Рембо - "на окровавленной земле судороги неофитов любви". Рембо был блестящим латинистом и Горация знал. Очевидно, в этом странном отрывке он изобразил богиню Диану. Получилось весьма загадочное и непонятное существо, не похожее на ту Диану, которую мы знаем из греческой мифологии. Фрагмент называется «H», потому, что и Ортанс, и слово "гидроген" начинаются с "H". "Гидроген" здесь - это не просто химический водород. В алхимии субстанция гидрогена имеет первостепенное значение. Гидроген - это «рождающий воду». Речь идет о "герметической воде" или "философском море". Магическая география далека от географии профанической. Здесь мы имеем совершенно иные пространства, которые лишь соприкасаются с нашими морями и с нашей землей... В герметизме, это путь к нахождению иных металлов.

Давайте представим себе, как выглядит начертание слова «Диана», и попробуем его интерпретировать с помощью "метода Рембо", продемонстрированного им в «Гласных». Первая буква «D» по конфигурации напоминает полумесяц, что соответствует мифологии, потому что Диана - богиня полумесяца, Елена - полной Луны, а Геката - черной Луны. Следующая буква «I». Это «пурпур, кровавый плевок, хохот прекрасных губ». Таким образом рядом с полумесяцем Луны оказывается нечто пурпурное, кровавое, нечто напоминающее смех прекрасных губ. Потом «А» - нечто черное, жестокое и ночное. «N», без особой натяжки, можно понять как Nord, поскольку в мифологии Луна ассоциируется именно с Севером. И последняя «А», как бы, удваивает ночь. Теперь представьте себе всю ассоциативную картину, которую нам дает простое прочтение имени DIANA. По-моему, жутковато. Но это еще не все. Если перевернуть слово "DIANA", получится слово "ANAID" - имя малоазийской богини белого пепла, чем-то похожей на индуистскую Кали. В лекции о Снежной Королеве я говорил, что путешествие Артура Гордона Пима закончилось на Южном полюсе. Там он увидел абсолютно белую гигантскую женскую фигуру, чье появление сопровождалось падением хлопьев белого пепла. Диана считается богиней животворного снега, снега, который оживляет и дает силы выйти к Солнцу самой короткой дорогой. Таким образом, Анаид - зеркальное отражение Дианы...

Вы можете возразить мне, что все это спекулятивно и что в серьезной науке такие построения недопустимы. Все это так, однако, давайте вспомним о фонетической Кабале, с которой нас познакомил Фабр д'Оливэ в книге «Золотые стихи Пифагора». Там все идет вразрез с позитивистской лингвистикой. Когда Фулканелли пишет, что французский язык произошел от греческого, и в книге «Философские жилища» приводит греческие слова и их французские аналоги, я думаю, лингвисты теряют дар речи от ужаса. Хочу особо подчеркнуть, что фонетическую Кабалу не надо ее путать с иудейской Каббаллах, переводимой как "предание". Фулканелли пишет "Кабала" через одно «б», что в переводе с греческого - просто "лошадь". А значит, мы не очень погрешим против истины, если скажем, что эта наука по-русски называлась бы «фонетической кобылой». Ни больше, ни меньше... Почему бы и нам не воспользоваться методом Фулканелли? Он пишет, что если мы хотим познакомиться с алхимией, мы должны легко соглашаться со всеми, даже весьма экстравагантными, "коленцами", которые то и дело "откалывает" наша «фонетическая кобыла». Давайте именно так и поступим... У Фулканелли описан один очень интересный пример такого подхода: когда на карнавале во Франции нужно было изобразить зиму (а зима по-французски: «ивер»), вперед выступал человек с большой зеленой буквой «I». "Зеленое" по-французски: "вер". А значит "зима" по-французски - это, в некотором смысле, зеленая "и". Таким вот "ребусным" способом можно найти немало на первый взгляд абсурдной, но, тем не менее, очень интересной информации. Вот что такое фонетическая Кабалла, и вот почему алхимия никогда не займет место среди, так называемых, "серьезных" наук.

Теперь опять о Диане. Архетип Дианы - это архетип сестры оператора, алхимика, мужчины. Не важно, есть ли у алхимика физическая сестра, в любом случае, у него есть сестра, которая присутствует в его духовной ночи. У Тракля есть такая строчка: «И до сих пор, в духовной моей ночи звучит лунный голос сестры». Я упоминал о величайших принципах алхимии, которые называются меркурий и сульфур. Меркурий ассоциируется с женщиной, сульфур с мужчиной. Какими качествами отличается сульфур? Сульфур - сухой и горячий. Меркурий - влажный и холодный. Меркурий - нечто тягучее, плавкое, летучее. Его обозначают на гравюрах крылатым драконом. А сульфур, потому что он сухой и горячий - придает форму, запах, цвет, твердость всему, что он поймает. Таков подход мужского интеллекта к познанию природы. Сульфур придает природе форму, и она позволяет себя познать. Мы говорили, что символ Меркурия содержит знак Луны - полумесяц. Этот полумесяц является в женщине тем, что абсолютно необходимо мужчине. Это есть его сестра, которую он обязан достать из своей духовной ночи и с ней слиться в том, что называется философский инцест. Если это удается, происходит процесс андрогината... Вокруг женщины возникают эманации черной магнезии. Составляющая черной магнезии - это эротическое притяжение женщины. Мужчина бессилен перед тягучим притяжением этой магнезии. Его огонь пропадает и он начинает постепенно умирать. Нужно постоянно откуда-то черпать дополнительные силы. Так вот, в соединении с сестрой, которая называется Диана (тут алхимия говорит о "нашей Диане"), алхимик превращает сульфур арсеникум в белый сульфур или сульфур, который не горит. В алхимии это символизируется единорогом. Здесь кончается "опус в черном" - алхимик приобретает необходимый ему белый сульфур.

Часто на гравюрах, на гобеленах мы видим картину: дева и единорог. Это идея белого сульфура и идея сестры, которая, естественно, пока еще дева. В знаменитой книге Валентина Андреа «Химическая свадьба Иоганна Розенкройца», изданной в начале XVII в., есть любопытные гравюры. На первой гравюре лев возле фонтана держит меч. Понятно, что это символ чисто мужского огня. На второй гравюре к нему приближается белый единорог и тогда лев ломает меч в лапах и бросает его в фонтан. Понятно, что происходит первая трансформация, и что черное и буква А переходит в букву Е или белое... О том же, что происходит дальше, мы поговорим в наших следующих лекциях.

1998, Евгений Головин (Лекция Нового Университета, полный текст)